Родителям

Ребенок с детским церебральным параличом (как и все здоровые дети) нуждается в хорошем уходе, полноценном питании и эмоциональном общении. Способность ребенка в эмоциональном общении играет положительную роль для развития основных человеческих функций.

Спокойный, ласковый голос родителей уже с момента рождения ребенка вызывает у него чувство защищенности и комфорта. И, наоборот, если мать испытывает чувство тревоги, напряжения, нервозность, то ребенок становится беспокойным, плаксивым, у него теряется аппетит, он начинает срыгивать и т.д.

Ребенок с детским церебральным параличом особенно нуждается в положительной эмоциональной связи с окружающими людьми, особенно с родителями, которая должна сохраняться на протяжении многих лет жизни ребенка. На фоне положительных эмоций формируется и мотивация к целенаправленной деятельности.

Мотивация является ключом к развитию всех двигательных функций. Однако ряд «специалистов» при занятиях с ребенком используют болевые приемы. Известно, что любая боль приводит к повышению мышечного тонуса (взрослым людям, которые когда-либо испытывали боль, это хорошо известно).

У  ребенка с детским церебральным параличом ощущение боли приводит к еще большему повышению мышечного тонуса, вызывает страх. На этом фоне любая мотивация к выполнению какого-либо активного движения исчезает. Такой ребенок еще длительное время будет испытывать страх и нежелание что-либо выполнять.
Нередко родители говорят о своем ребенка в его присутствии: «он у нас ленивый, он ничего не может делать, он ни на что е способен и т.д.»

В таких ситуациях у ребенка исчезает всякое желание что-либо выполнять. Ребенок становится потребителем в полном смысле этого слова: ждет когда его покормят, оденут, посадят в коляску, покатают. Для него этот образ жизни становится привычным.
Аббревиатуру ДЦП можно прочитать как: добрый целеустремленный парень или  как добрая целеустремленная принцесса.
Так, уважаемые родители сформируйте у своего ребенка целеустремленность к преодолению тех или иных двигательных трудностей или расстройств. И Вы с удивлением увидите, на что Ваш ребенок способен!

Большинство родителей стремятся во что бы то ни стало провести своему ребенку курс массажа. Что касается детского церебрального паралича, то родители должны знать, что, во-первых массаж необходимо проводить квалифицированно: для ослабленных мышц – стимулирующий массаж, для спастичных мышц – расслабляющий. В противном случае можно усилить спастичность мышц. Во вторых, массаж сам по себе не формирует активные движения, не двигательные функции и не является профилактикой для развития контактур. Вместо массажа лучше проводить гимнастику по суставам рук и ног, которая является профилатикой тугоподвижности в суставах и контрактур, способствует уменьшению синдрома гиподинамии.

С помощью гимнастики по суставам рук и ног можно и нужно формировать активные движения, то есть устранять парезы(формирование активных движений по суставам см. книгу Т.Г.Шамарина «Гравитация и детские церебальные параличи).
Многие родители, находясь в реабилитационнм центре стремятся к тому, чтобы ребенок получил как можно больше процедур, однако многие процедуры совершенно бесполезны для формирования двигательных функций, в то же время они не безразличны для организма ребенка, так ка могут приводит к дистрессу и стрессу(то есть к какой-то поломке в организме) и спровоцировать то или иное заболевание.