Основной принцип реабилитации ребенка с ДЦП

Известно, что у детей с ДЦП никогда не было тех или иных двигательных функций и их нужно воспитать(формировать). Сформировать отсутствующие двигательные функции можно только при условии, если мозг ребенка научится посылать сигналы для реализации этих двигательных функций и контролировать их выполнение.
Какие же способы возможны для обучения мозга управлять теми двигательными функциями, которые в настоящее время отсутствуют и бездействуют? В организме человека имеются проприорецепторы, которые находятся в мышцах, в связочном аппарате, в суставных сумках.

Проприорецептивные сигналы от проприорецепторов постоянно поступают в мозг, сигнализируя мозг о нахождении тела и его частей в пространстве, о начале движения частей тела, скорости их движения и окончании движения. Так, например человек сидит, благодаря проприорецепторам он знает, в каком положении находится его голова, руки, ноги и т.д.

Чувствительность проприорецепторов очень высокая и приравнивается к чувствительности глаза и уха.
У ребенка с детским церебральным параличом в связи с повышением мышечного тонуса (при спастических формах) движения в ряде суставов отсутствует, а конечности (руки или ноги) находятся в дефектном положении. При упражнениях по суставам проприорецептивные сигналы идут в мозг, создавая в двигательных зонах мозга схему движения в том или ином суставе. Данная схема движения в последующем послужит тем фундаментом, на базе которого мозг приобретет возможность управлять этим классом движения.
Любые простые и сложные координированные движения и позы возможны только при условии, если мозг способен ими управлять. Так например, если ребенок с детским церебральным параличом начал стоять, то это значит, что его мозг научился синергично управлять практически всеми скелетными мышцами, а также контролировать вертикальную позу туловища и также равновесия.

Таким образом, основные принципом реабилитации ребенка с детским церебральным параличом является обучение мозга управлять теми двигательными функциями, которые на данный момент отсутствуют или проявляются в дефектной форме.
С клиникой детского церебрального паралича, с упражнениями, которые применяются при реабилитации детей с детскими церебральными параличами можно познакомиться в следующих книгах: Шамарин Т.Г., Белова Г.И. «Особенности восстановительного лечения детских церебральных параличей», Шамарин Т.Г. «Гравитация и детские церебральные параличи», Шамарин Т.Г. Орлова Т.Т. «Развитие здорового ребенка и ребенка с перинатальной энцефалопатией», Шамарин Т.Г. « Шаг за шагом к победе над ДЦП» (памятка для родителей).